Компания Альпром поддерживает творческих людей Самарской области. В селе Усолье, в красивом месте у Жигулевских гор живут и работают два удивительных человека — иконописец Виктор Берх и реставратор икон Феликс Сынтин. Их мировоззрение и творчество заслуживают самого пристального внимания.

Мы попросили ребят рассказать немного о себе, о своей жизни и о своей профессии.

Итак, знакомьтесь:

Феликс Сынтин , реставратор икон из Усолья

«О себе- так о себе! Я, Феликс Анатольевич Сынтин, родился в селе Аркадьевка, расположенной в окрестностях города Нижнекамска. Родители мои, Сынтин Анатолий Николаевич и Вансович Галина Филипповна, повстречались в Астрахани, где и вступили в брак, разорвав всякие родственные отношения с роднёй с обеих сторон, поскольку брак сей, по своей революционной несопоставимости, был просто неправдоподобным. Отец-выходец из замкнутой среды поволжских старообрядцев, мама- польская католичка! Вот и дали мне, второму по счёту сыну, такое латинское(мамино) имя. Старшего брата моего зовут Эдуард. Продолжив семейную традицию осознанного отдаления от корней, он взял фамилию жены Назаров.

   Закончив учёбу в Астрахани и не найдя ни жилья, ни достойного самоприменения , родители перебрались в то самое село Аркадьевка, в дом к моему двоюродному деду Константину, рано овдовевшему сыну потомственного староверского иконника. Сам он ремесла отцовского не унаследовал, глуп- говорил — молод был, столярничать больше хотел. Рассказы его, похожие на сюжеты лесковских произведений, фактически определили мой будущий профессиональный выбор. Было в его доме и несколько старых икон: Спас, Тихвинская Богородица, Святитель Николай, Святые Равноапостольные Константин и Елена и Святитель Власий. Родители мои часто и надолго меня оставляли, отчего я с уверенностью могу сказать, что наполовину был воспитан именно этими иконами: я всегда чувствовал на себе эти взгляды из полумрака потемневшей олифы. Строгие и добрые, спокойные глаза. В церковь мы не ходили, да и не было тогда в Аркадьевке храма.

Как-то, будучи один дома, тайком снял с полки свою любимую Тихвинскую икону Божией Матери. Перевернул, чтобы рассмотреть обратную сторону, и увидел там жирную надпись масляной краской: «НЕ ВЕРЬ». Как я позже узнал от деда Константина, то было дело рук комсомольцев двадцатых годов, но отчего-то именно в тот момент я и понял, что ВЕРЮ и БУДУ ВЕРИТЬ ВСЕГДА.

Учился в сельской школе, ходил в кружок- изостудию, который вёл Юрий Петрович свободный и очень интересный художник. Как-то пошел в кино, не помню, что за фильм, но перед фильмом был киножурнал, в котором речь шла о реставраторах, которые собирают из мелких кусочков, подобно пазлу, фрески какого-то храма. Именно тогда я и сделал окончательный внутренний выбор: мне от всей души захотелось быть с этими людьми, делать то же, что и они, а именно- спасать и возвращать к жизни художественные памятники церковной старины, быть реставратором. И я им стал.
Будучи студентом кафедры реставрации икон Православного Свято- Тихоновского Богословского Института проходил летнюю практику в Новгороде Великом. Там мне посчастливилось побывать в реставрационной мастерской Тамары Ивановны Анисимовой, где реставраторы восстанавливают, сортируя тысячи фрагментов, фрески храма Успения Божией Матери На Волотовом Поле, разрушенного во время фашистских бомбардировок. Я вживую общался с людьми, благодаря которым, в общем-то, там и оказался! У меня колотилось сердце и перехватывало дыхание, хотелось пасть перед ними в земном поклоне! Сейчас, я слышал, они переживают очень тяжёлые времена, им почти совсем перекрыли финансирование, но они, буквально недоедая, продолжают работу. Это настоящие духовные подвижники!
Наш преподаватель, Клокова Галина Сергеевна, реставратор высшей категории, представитель московской творческой интеллигенции поколения шестидесятых. К вере привела её работа-просто ей пришлось много смотреть на древние иконы и, по слову Иоанна Дамаскина, созерцание образа привело её к Первообразу. В мастерской она поддерживала прямо-таки армейскую дисциплину, но вместе с тем была порой по-матерински нежна с нами. Собственно, благодаря Галине Сергеевне, я сейчас и являюсь тем, чем являюсь. Все мы, её ученики, не оставляем молитв о нашей благодетельнице.
По окончании института решил, что называется, бежать от шума цивилизации. В качестве «убежища» выбрал полюбившееся мне в годы странствий автостопом село Усолье, расположенное на берегу Волжского водохранилища, напротив города Тольятти, где я и живу со своей семьёй,и работаю по сей день, служа также в местном храме св.Николая Чудотворца певчим и звонарём.»

Виктор Берх, иконописец из Усолья

«Мы живем в такие времена, когда на Руси возрождается русская культура, и как неотъемлемая ее часть — православная традиция, которая несет в себе понятия о нравственности и Боге в противовес все возрастающим западным тенденциям развития мировоззрения о мнимых свободах, которые несут людям только представления о вседозволенности, которая вырастает в безнравственность, алчность и злобу.

В нашем городе, на наших глазах возносятся купола новых храмов – строится Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, Митрополита Московского, в скором времени будет возведен один из первых в России Венчальный храм в честь Святых Благоверных князей Петра и Февронии, благоукрашаются уже возведенные храмы и приходы.

Словно двери в Мир Горний открываются двери в новые и восстановленные храмы, просвещая людей и напоминая о забытых понятиях благочестия, веры и любви к ближнему, зажигая свет на уставших от безверия лицах наших соотечественников.

Истинная православная вера всегда отличалась толерантностью к другим вероисповеданиям, приезжие люди, люди разных языков крестились и осознавали свою целостность с русским народом.

Без иконы сложно представить богослужение, иконы также со времен крещения Руси были в каждом доме христианина.

Православная Церковь видит в иконе не только один из видов церковного искусства, пусть даже основной, но зримое выражение православной веры.

Слово «икона» — значит образ, изображение, портрет. По Преданию первой иконой было нерукотворное изображение Христа, образ воплотившегося Бога.

Художник – иконописец Виктор Берх с благословения протоиерея О.Димитрия занимается исключительно иконописью с 2004 года. За это время были написаны множество храмовых икон, икон для прихожан, вместе с иконописцем и реставратором Феликсом Сынтиным была осуществлена роспись Храма Всех Святых в Земле Российской Просиявших, и другое.

Вместе с возрождением веры икона становится неотъемлемой частью духовной жизни каждого православного человека.»

Иконопись в Тольятти

Хотите связаться с нашими талантливыми ребятами? Звоните 89277768912 и пишите на электронную почту sintin.f@yandex.ru